
«Такси» (Taxi) Иран, реж. Джафар Панахи, в ролях: Джафар Панахи и другие. Страница фильма Джафар Панахи разъезжает по улицам Тегерана. То и дело в машину подсаживаются пассажиры: сегодня режиссёр выступает в роли таксиста.
Трейлер фильма «Такси» Сюжета как такового в этом фильме нет ну, чтоб с завязкой, развитием действия и кульминацией.
Никакой интриги одно плавное течение жизни. Смотреть между тем интересно во всяком случае, фильм наверняка будет интересен той «очень просвещённой публике», которой одна из героинь картины даже передаёт розу, словно бы протягивая её в зал прямо с экрана. А других зрителей, надо думать, в зале просто не будет: вряд ли иранскую ленту можно спутать с французским блокбастером. Единственное, что здесь можно счесть за «интригу», вопрос, который непременно поселится в голове у каждого: это документальный фильм или игровой?.. С одной стороны, все карты раскрыты с самого начала: уже первый пассажир замечает направленную на него камеру, уже третий не скрывает улыбки: «Господин Панахи, я вас узнал. Снимаете фильм?» А та дама, что подарила нам розу, на всякий случай предостерегает: «Лучше вырежьте мои слова из фильма», а то ещё сочтут «Такси» за «чернуху».С другой стороны уж больно уплотнены происходящие здесь события. Сеанс длится 82 минуты а пассажиры как-то невзначай успевают обсудить множество злободневных тем, красочно обрисовав сегодняшнюю ситуацию в Иране. Возможно ли, чтоб всё это было случайным совпадением?..Мужчина, позже признающийся, что «работает» карманником, предлагает вешать воров, дабы другим неповадно было: «Нужда не оправдание, чтобы других делать несчастными». Ему возражает учительница: «Легко вершить чужие судьбы». В ходе их диалога зритель узнаёт, что Иран уступает по числу казней только Китаю.Адвокат-правозащитница рассказывает о судьбе женщины, арестованной только за то, что она пошла на стадион. В тюрьме та уже 108 дней, недавно начала голодовку. Сам Панахи оглядывается по сторонам: ему показалось, что он услышал голос своего следователя Скорее всего, зрители фильма поймут этот момент так как, опять же, вряд ли в зале окажутся те, кто не курсе судьбы самого режиссёра.Теме социальной несправедливости посвящён и трагический эпизод, когда в такси заносят попавшего в аварию мотоциклиста. Он весь в крови, предчувствует кончину и торопится записать на телефон своё завещание в пользу жены иначе дом отберут его братья, а любимая женщина останется без крова.Другой момент: бывший сосед даёт режиссёру посмотреть на планшете запись, на которой запечатлено, как его избивают некие молодчики. Дилемма сложная: пострадавший узнал нападавших, но не решился выдать полиции, понимая, что тем самым окончательно погубит их жизни. При этом один из бандитов работает официантом и вот только что приносил беседующим сок. Панахи не успел его разглядеть и спрашивает племянницу: «Как он выглядел?» «Как все остальные».Отдельная линия кино. Тот пассажир, что узнал опального автора, работает в видеопрокате и лично доставляет своим клиентам пиратские (разумеется) диски: «Это кино не показывают в Иране. Без меня никакого Вуди Аллена». Когда Панахи удивляется, что лента, записанная на DVD, ещё даже не успела выйти в прокат, мужчина уверяет: «Я могу достать даже такой фильм, который ещё снимается!»Упомянутая уже племянница (для начала она сделала дяде выговор, вспомнив при этом про виденное ею «Зеркало») получила домашнее задание: снять фильм для школьного кинофестиваля но такой, чтоб был «пригоден к показу». Она зачитывает записанные ею правила: никакой чернухи и насилия, никакой экономики и политики, положительный герой должен быть в галстуке и носить имя святого Тут есть, над чем задуматься, особенно Джафару Панахи, который не просто запрещён на родине, но по приговору суда вообще отстранён от работы на двадцать лет. Между тем студент-режиссёр просит его совета в выборе диска для просмотра и в выборе темы для собственного кино. На первый вопрос Панахи отвечает мудро: «Все фильмы достойны просмотра». На второй ещё мудрее: «Сидя дома, ничего не придумаешь».Фильмом «Такси» иранский режиссёр прибавил к коллекции своих престижных наград (среди которых и каннская «Золотая камера», и венецианский «Золотой лев») берлинского «Золотого медведя». Ему нельзя снимать кино и он его как будто бы и не снимал, а просто сел в машину и поехал. Случайными ли были его пассажиры или действовали по его воле пойди пойми, пойди докажи.Панахи виртуозно имитирует документальность не только для того, чтобы стереть грань между залом и экраном, но и чтобы обезопасить своих добровольных помощников: финальная и единственная надпись сообщает, что этот фильм властями Ирана «одобрен не был», в связи с чем автор не может обнародовать в титрах имена тех, кто ему помогал. После небольшого затемнения включается свет. «Просвещённой публике» есть что обсудить по дороге до дома.





Свежие комментарии